02. Особенности процесса эвакуации детей

09.00  15.10.2019

 Особенности процесса эвакуации детей.

Эвакуация детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями

Для снижения риска гибели детей во всем мире разрабатываются и реализуются специальные программы обучения детей мерам пожарной безопасности.

Исследователями отмечается такая особенность поведения детей при пожаре как склонность прятаться (под кроватью, в шкафу) в случае, если они не видят горения или не понимают, откуда идет дым. Однако, как это ни парадоксально, у детей (в присутствии взрослого человека) время начала эвакуации значительно ниже, чем у взрослых людей, поскольку они не склонны тушить пожар, собирать вещи (кроме любимой игрушки) и т. п.

Тем не менее, в случае, если ребенок один или в компании других детей, такой параметр как «время начала эвакуации» для него неприменим. Поэтому специалисты подчеркивают, что при эвакуации людей из общественных зданий ключевым параметром является соотношение количества детей и взрослых людей.

Еще одна интересная особенность заключается в движении через дым: из-за невысокого роста детей, для них блокирование путей эвакуации наступает позже.

В результате мониторинга результатов обучения были получены данные о поведении детей при чрезвычайной ситуации: поведение обученных детей значительно рациональней, чем у их неподготовленных сверстников. По мнению многих авторов, наиболее эффективным является противопожарное обучение детей от 7 до 11 лет.

В 2008–2011 гг. сотрудники научно-учебного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации впервые провели натурные наблюдения и эксперименты по исследованию времени начала эвакуации и параметров людских потоков, которые состоят из детей различных возрастных групп. Цель заключалась в установлении вероятных значений времени начала эвакуации и научно-обоснованных зависимостей между скоростью и плотностью потоков детей дошкольного возраста при эвакуации из зданий детских садов.

В результате исследований особенностей движения детей дошкольного возраста, удалось установить параметры их движения в разных эмоциональных состояниях. Параметры, которые характеризуют данный людской поток, показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Значение величин D0 и  при движении возрастных групп детей по разным видам пути

Вид пути D0, чел/м2
Горизонтальный путь 0,78 0,275
Лестница вверх 0,76 0,275
Лестница вниз 0,64 0,19
Проем 1,2 0,35

 

Установленные значения скоростей свободного движения для выделяемых категорий движения по видам пути для всех возрастных групп детей приведены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Скорости свободного движения возрастных групп детей дошкольного возраста по видам пути при категории движения

Категория движения Скорость свободного движения V0 по видам пути, м/мин
Лестница вверх, лестница вниз Проем, горизонтальный путь
Повышенной активности 100-190
Активное 47-84 60-100
Спокойное 29-47 40-60
Комфортное <29 <40

 

Принятое в отечественном нормировании представление расчетных зависимостей между параметрами людских потоков при выражении плотности D через площадь горизонтальной проекции составляющих поток людей f (м2/чел), требует определения этого показателя и для возрастных групп детей. Установлено, что у всех возрастных групп детей дошкольного возраста площадь горизонтальной проекции незначительно отличается (для старшей группы– 0,0325 м2, для средней группы – 0,0282 м2, для младшей группы – 0,0247 м2) и может быть принята равной примерно 0,03 м2. В принятых единицах измерения значения D0 по видам пути (таблица 4.1) составят: горизонтальный участок – 0,023 м22; лестница вверх – 0,023 м22; лестница вниз – 0,019 м22; проем – 0,036 м22.

Автор публикации: учредитель компании «GRAND ATOM»; квалифицированный эксперт Добролюбов Сергей Сергеевич. grandatom.ru