09.00 15.10.2019
Особенности процесса эвакуации детей.
Эвакуация детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями
Для снижения риска гибели детей во всем мире разрабатываются и реализуются специальные программы обучения детей мерам пожарной безопасности.
Исследователями отмечается такая особенность поведения детей при пожаре как склонность прятаться (под кроватью, в шкафу) в случае, если они не видят горения или не понимают, откуда идет дым. Однако, как это ни парадоксально, у детей (в присутствии взрослого человека) время начала эвакуации значительно ниже, чем у взрослых людей, поскольку они не склонны тушить пожар, собирать вещи (кроме любимой игрушки) и т. п.
Тем не менее, в случае, если ребенок один или в компании других детей, такой параметр как «время начала эвакуации» для него неприменим. Поэтому специалисты подчеркивают, что при эвакуации людей из общественных зданий ключевым параметром является соотношение количества детей и взрослых людей.
Еще одна интересная особенность заключается в движении через дым: из-за невысокого роста детей, для них блокирование путей эвакуации наступает позже.
В результате мониторинга результатов обучения были получены данные о поведении детей при чрезвычайной ситуации: поведение обученных детей значительно рациональней, чем у их неподготовленных сверстников. По мнению многих авторов, наиболее эффективным является противопожарное обучение детей от 7 до 11 лет.
В 2008–2011 гг. сотрудники научно-учебного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии Государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации впервые провели натурные наблюдения и эксперименты по исследованию времени начала эвакуации и параметров людских потоков, которые состоят из детей различных возрастных групп. Цель заключалась в установлении вероятных значений времени начала эвакуации и научно-обоснованных зависимостей между скоростью и плотностью потоков детей дошкольного возраста при эвакуации из зданий детских садов.
В результате исследований особенностей движения детей дошкольного возраста, удалось установить параметры их движения в разных эмоциональных состояниях. Параметры, которые характеризуют данный людской поток, показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Значение величин D0 и при движении возрастных групп детей по разным видам пути
Вид пути | D0, чел/м2 | |
Горизонтальный путь | 0,78 | 0,275 |
Лестница вверх | 0,76 | 0,275 |
Лестница вниз | 0,64 | 0,19 |
Проем | 1,2 | 0,35 |
Установленные значения скоростей свободного движения для выделяемых категорий движения по видам пути для всех возрастных групп детей приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Скорости свободного движения возрастных групп детей дошкольного возраста по видам пути при категории движения
Категория движения | Скорость свободного движения V0 по видам пути, м/мин | |
Лестница вверх, лестница вниз | Проем, горизонтальный путь | |
Повышенной активности | — | 100-190 |
Активное | 47-84 | 60-100 |
Спокойное | 29-47 | 40-60 |
Комфортное | <29 | <40 |
Принятое в отечественном нормировании представление расчетных зависимостей между параметрами людских потоков при выражении плотности D через площадь горизонтальной проекции составляющих поток людей f (м2/чел), требует определения этого показателя и для возрастных групп детей. Установлено, что у всех возрастных групп детей дошкольного возраста площадь горизонтальной проекции незначительно отличается (для старшей группы– 0,0325 м2, для средней группы – 0,0282 м2, для младшей группы – 0,0247 м2) и может быть принята равной примерно 0,03 м2. В принятых единицах измерения значения D0 по видам пути (таблица 4.1) составят: горизонтальный участок – 0,023 м2/м2; лестница вверх – 0,023 м2/м2; лестница вниз – 0,019 м2/м2; проем – 0,036 м2/м2.
Автор публикации: учредитель компании «GRAND ATOM»; квалифицированный эксперт Добролюбов Сергей Сергеевич. grandatom.ru