09.00 24.09.2019

Расчет времени эвакуации согласно ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования .
Расчетное время эвакуации людей из зданий и помещений устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от самых удаленных мест размещения людей согласно ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования .
Весь путь движения людского потока при расчете разделяют на участки (тамбур, лестничный марш, дверной проем, коридор, проход) шириной и длиной . Начальными участками являются проходы между рядами кресел, оборудованием, рабочими местами и т. д.
При определении расчетного времени эвакуации длину и ширину каждого участка эвакуационного пути принимают в соответствии принятыми архитектурными и строительными решениями. В дверном проеме длина пути принимается равной нулю. Проем, который располагается в стене толщиной свыше 0,7 м, а также тамбур считаются самостоятельными участками горизонтального пути, которые имеет конечную длину .
Расчетное время эвакуации людей ( ) можно определить как сумму времени движения людского потока по отдельным участкам пути из соотношения:
где – время движения людского потока на начальном (первом) участке, мин;
, ,…, – время движения людского потока по каждому из последующих после начального участкам пути, мин.
Время движения людского потока на первом участке пути ( ), мин, вычисляют по соотношению:
где – протяженность 1-го участка пути, м;
– скорость движения людского потока на горизонтальном пути на первом участке, определяется из таблицы 1.1 по значению плотности людского потока , м/мин.
Значение плотности людского потока ( ) на первом участке, м2/м2, рассчитывают из формулы:
где – количество людей на первом участке пути, чел.;
– ширина первого участка пути, м;
– средняя величина площади горизонтальной проекции человека, которая принимается равной:
- взрослый человек в домашней одежде 0,1 м2
- взрослый человек в зимней одежде 0,125 м2
- подросток 0,07 м2
Скорость движения людского потока на участках пути, которые следуют после первого, принимают в соответствии с таблицей 3.1 в зависимости от величины интенсивности движения людского потока по каждому из участков, которая вычисляется для всех участков пути (включая дверные проемы) по соотношению:
где , – соответственно ширина i-гo участка пути и предшествующего ему, м;
, – интенсивность движения людского потока по i-му и предшествующему ему участку пути, м/мин, значение интенсивности движения людского потока на первом участке пути ( ), которое определяется в соответствии с таблицей 3.1 по величине .
Таблица 1.1
Плотность потока D, м2/м2 | Дверной проем, интенсивность q, м/мин | Горизонтальный путь | Лестница вверх | Лестница вниз | |||
Скорость v, м/мин | Интенсивность q, м/мин | Скорость v, м/мин | Интенсивность q, м/мин | Скорость v, м/мин | Интенсивность q, м/мин | ||
0,01 | 1 | 100 | 1 | 60 | 0,6 | 100 | 1 |
0,05 | 5 | 100 | 5 | 60 | 3,0 | 100 | 5 |
0,1 | 8,7 | 80 | 8 | 53 | 5,3 | 95 | 9,5 |
0,2 | 13,4 | 60 | 12 | 40 | 8,0 | 68 | 13,6 |
0,3 | 16,5 | 47 | 14,1 | 32 | 9,6 | 52 | 15,6 |
0,4 | 18,4 | 40 | 16,0 | 26 | 10,4 | 40 | 16,0 |
0,5 | 19,6 | 33 | 16,5 | 22 | 11,0 | 31 | 15,6 |
0,6 | 19,0 | 27 | 16,2 | 18 | 106 | 24 | 14,4 |
0,7 | 18,5 | 23 | 16,1 | 15 | 10,5 | 18 | 12,6 |
0,8 | 17,3 | 19 | 15,2 | 13 | 10,4 | 13 | 10,4 |
0,9 и больше | 8,5 | 15 | 13,5 | 11 | 9,9 | 8 | 7,2 |
Примечание: табличное значение интенсивности движения в дверном проеме при плотности потока 0,9 и более, равное 8,5 м/мин, установлено для дверного проема шириной 1,6 м и более, а при дверном проеме меньшей ширины интенсивность движения определяется по формуле . |
Если значение меньше или равно значению , то время движения по участку пути ( ) в минуту:
значение следует принимать:
- горизонтальные пути 16,5 м/мин
- дверной проем 19,6 м/мин
- лестница вниз 16,0 м/мин
- лестница вверх 11,0 м/мин
Если значение , рассчитанное по формуле, превышает , тогда ширина данного участка пути увеличивается на такое значение, при котором выполняется условие:
При невозможности соблюдения этого условия скорость движения и интенсивность людского потока по участку пути выбирают в соответствии с таблицей 3.1 при значении плотности потока и более. При этом нужно также учитывать время задержки движения людей в результате образующегося скопления.
При слиянии в начале участка 2-х и более людских потоков (рисунок 1.1) интенсивность движения ( ), м/мин, определяется по соотношению:
где – интенсивность движения людских потоков, которые сливаются в начале участка , м/мин;
– ширина рассматриваемого участка пути, м;
– ширина участков пути слияния, м.
Рисунок 1.1 – Слияние людских потоков
В случае, когда значение , рассчитанное по соотношению (3), превышает , то ширина данного участка пути увеличивается на такую величину, чтобы выполнялось условие (2). В таком случае время движения на участке вычисляется по соотношению (1).
Автор публикации: учредитель компании «GRAND ATOM»; квалифицированный эксперт Добролюбов Сергей Сергеевич. grandatom.ru