09.00 11.03.2019
Техническое обслуживание пожарной сигнализации.
Система пожарной сигнализации — сложная технологичная конструкция, и на исправность ее работы влияет множество факторов. Любые скачки напряжения, загрязнение извещателей пылью, затопление из-за порыва водопроводной трубы и многое другое может стать причиной, что АПС перестанет работать, как положено и в случае опасности возникновения пожара не сигнализирует на пульт службы пожарной охраны.
Для того, чтобы обеспечить должный уровень безопасности на объекте и сохранить эксплуатационные качества системы пожарной сигнализации нужно периодически проводить техническое обслуживание всех узлов и приборов, смонтированных в здании.
Кому доверить обслуживание?
Чаще всего на техническое обслуживание заключается договор с той же компанией, которая проводила установку системы в помещениях. Эти специалисты имеют все знания и оборудование, необходимое для проведения профилактических и ремонтно-восстановительных работ.
- После окончания монтажа ответственные лица и закрепленные сотрудники должны ознакомится с правилами эксплуатации системы пожарной сигнализации и пожаротушения
- Далее составляется график плановых осмотров всего оборудования согласно типового регламента, прописанного в документе РД-009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания».
Документы: что должно быть в организации
Существует перечень документации, которая должна быть на обслуживаемом объекте:
- Проект и смета на производство и установку пожарной сигнализации
- Официальный договор на обслуживание с организацией, имеющей сертификацию и лицензирование на ведение сервисных работ
- Утвержденный план-график осмотров и ремонтов
- Журнал учета ведения ТО, ремонтов и профилактических испытаний
- Список средств для обеспечений мер пожарной охраны и безопасности, смонтированных на объекте
- Акты сдачи-приемки АПС в эксплуатацию и проведенных монтажных работ;
- Утвержденная руководителем инструкция эксплуатации систем контроля и автоматического управления системой АПС;
- Посменный график работников организации/предприятия;
- Журнал, где учитываются обнаруженные поломки и случаи ложного срабатывания противопожарной системы;
- Технические паспорта на все установленное в здании оборудование, отвечающее за пожарную безопасность;
- Утвержденные должностные инструкции на основных работников предприятия и внештатных сотрудников.
Виды ТО: плановое и гарантийное
В ходе обслуживания специализированная компания ведет работу в трех направлениях
- Ознакомительная — сразу после окончательного монтажа АПС проводится обучение персонала предприятия и специалистов, отвечающих за пожарную безопасность. Это поможет создать условия надежной эксплуатации оборудования и систем и сохранности элементов и комплектующих для корректной работы комплекса пожарной сигнализации.
- Гарантийное обслуживание — обеспечивает ремонт, замену сложного оборудования, восстановление работоспособности в течение 12-24 месяцев после сдачи АПС в эксплуатацию той организацией, которая проводила монтаж. Практика показывает, что в этот период нуждается в замене и ремонте около 5% элементов системы, но ведь всегда выгоднее заменить, например, дорогие извещатели по цене завода-производителя.
- Плановые работы — проводятся в рамках договора на техобслуживание чаще всего с той же компанией, кто занимался монтажом и запуском системы автоматической пожарной сигнализации в эксплуатацию. Данный вид обслуживания подразумевает проведение целого комплекса мероприятий в рамках существующего регламента и в соответствии с графиком, утвержденным на объекте.
Что включает в себя плановое ТО:
- Внешний осмотр всех приборов и сетей
- Проверка программного обеспечения и автоматики
- Оценка состояния электросетей и элементов питания
- Проверяются все разъемы и соединения
- Документально фиксируются данные проверки
- Проводится дополнительная разъяснительная работа с персоналом и ответственными лицами.
Типовой регламент ТО противопожарных систем
Регламент работ по ТО и ППР предусмотрен нормативной документацией РД-009-01-96, типовой регламент №3.
Периодичность | Виды работ |
Ежедневно (ответственные сотрудники от предприятия) | 1. Визуальный осмотр приборов, датчиков оповещения, контроллеров и соединительных шлейфов.
2. Проверка пломб на приборах, оценка работоспособности системы светового и звукового оповещения. 3. Проверка переключателей и выключателей, находятся ли они в рабочем состоянии. Важно: эти же моменты находятся на контроле каждый месяц у обслуживающей организации. |
1 раз в неделю (ответственные сотрудники от предприятия) | 1. Оценка правильного подключение к электросети, выявление уровня заряда имеющихся батарей и аккумуляторов. В тестовом режиме идет проверка перехода с главного источника питания на резервный.
2. Проверка правильности работы извещателей, детекторов, шлейфов и других компонентов системы. 3. Общая проверка всей системы АПС и запуск в тестовом режиме. 4. Замена деталей и комплектующих, вышедших из строя или отслуживших срок. Важно: эти же моменты находятся на контроле каждый месяц у обслуживающей организации. |
Ежегодно | 1. Полная оценка состояния и функционирования устройства приема и контроля сигналов.
2. Измерение заземления в сети и на каждом устройстве по отдельности. |
Каждые 3 года | 1. Контрольные замеры сопротивления изоляции по всей электросети и оценка степени ее целостности. |
Санкции и ответственность за отсутствие ТО
Ответственность за организацию и проведение технического обслуживания системы АПС ложится на плечи руководителя предприятия/директора учреждения. В случае, если ТО ведется несвоевременно или вовсе отсутствует, ответственность предусмотрена в рамках ст. 20.4 КоАП РФ6
- административный штраф до 4000 рублей;
- штраф для должностных лиц – до 20 000 рублей;
- штраф для индивидуальных предпринимателей (ИП) – до 40 000 рублей;
- штраф для организаций и предприятий имеющих статус юридического лица – до 200 000 рублей.
Своевременное ТО обеспечит успешную работу всей противопожарной системы и оградить здание и людей от негативных последствий: люди смогут вовремя узнать о пожаре и эвакуироваться, а пожарные оперативно получат сигнал и приступят к тушению огня.
Канули в лету те времена, когда возгорание обнаруживалось путем осмотра территории с высоты пожарной каланчи. Теперь создаются комплексные решения этой проблемы — системы раннего обнаружения пожара, которые способны отследить возникновение огня на начальной стадии, что повышает шансы пресечь пожар без серьезных последствий.
Главные задачи систем обнаружения огня
Современные системы обнаружения включают в себя широкий перечень технических узлов, приборов и оборудования, каждый из которых отвечает за конкретное действие:
- Обнаружить очаг возгорания — за это действие отвечают датчики-извещатели, главные элементы системы сигнализирования о пожаре. Эффективность работы и спасение напрямую зависят от степени их чувствительности и прочности.
- Обработать сигнал — здесь в работу включаются приемно-контрольные приборов, они выступают в качестве индикаторов обнаруженных дефектом или возгорания и подают команды на световые или звуковые извещатели, если система ими снабжена. Работают приборы от электросети, дополнительно снабжаясь резервными аккумуляторами.
- Оповестить о возгорании — эта функция ложится на приборы оповещения, сигнализирующие светом и звуком об опасности и необходимости проведения эвакуации и пожаротушения.
Особенности работы различных видов датчиков
Извещатели — основной и первичный элемент любой системы раннего обнаружения пожара. Поэтому при проектировании данной системы важно понимать их различие и условия, при которых они будут работать максимально эффективно.
- Дымоизвещатели — срабатывает при повышении концентрации дыма в воздухе и посылает сигнал о возможном возгорании.
- Точечные дымоизвещатели — оценивают качество воздуха непосредственно в месте расположения и реагируют на изменение потока света за счет встроенного фоточувствительного элемента. Монтируются под потолком и способны отслеживать до 80 кв.м.
- Линейные дымоизвещатели — состоят из двух компонентов прибора-излучателя (лазерный или инфракрасный) и приемника-преобразователя. Монтируются на противоположных стенах напротив друг друга, отлично справляются с задачей в просторных помещениях до 2000 кв.м. По сравнению с точечным в данной ситуации будет считаться экономичным вариантом создания системы раннего обнаружения пожара на предприятиях с большими комнатами и помещениями.
- Теплоизвещатели — могут быть контактными и электронными, в своей конструкции содержат биметаллические пластины или полупроводниковые терморезисторы, которые выступают в качестве термочувствительного элемента.
При повышении температуры в помещении свыше 70°С датчик срабатывает и посылает сигнал тревоги. Справляются с задачей в таких помещениях как кухни, курительные комнаты или душевые, где дымовые извещатели могут подать ложный сигнал.
- Извещатели пламени оптического типа — фотоэлемент в этих датчиках принимает спектр излучения от ИК до УФ-лучей. Такие излучатели быстро обнаруживают признаки тления или разгорающегося пламени, даже на расстоянии до 32 метров, оптимально подходят для помещений СТО, гаражей, складов, помещений с электробытовой техникой.
- Комбинированные извещатели — совмещают в себе возможности двух типов и могут обнаруживать как пламя, так и дым, в зависимости, что раньше появилось.
- Ручные извещатели — нужны для подачи сигнала о пожаре вручную, такие тревожные кнопки чаще всего монтируются по ходу эвакуации или лестничных площадках высотных жилых домов на стенах на расстоянии 1,5 метра от пола. Рядом необходимо поместить источник искусственного света.
- Автономные извещатели — приборы, которые под одним корпусом объединяют чувствительный элемент и сирена, подающая сигнал в случае обнаружения первых признаков пожара. Такие датчики полностью независимы от элетросети и питаются за счет батарей, которые необходимо ежегодно заменять.
Особенности технического обслуживания систем обнаружения пожара:
Как и любое сложное оборудование системы обнаружения возгорания требуют регулярного ухода и ТО. Обслуживание таких противопожарных комплексов регулируется регламентом, общим для всех систем пожарной безопасности, где четко прописаны сроки и виды работ.
Важно доверить проведение технического обслуживания организациям, имеющим квалифицированных специалистов с необходимыми доступами и инструментарием для проведения профилактики и ремонта.
Специфика и периодичность ТО также зависит от особенностей конфигурации системы обнаружения и оповещения, характеристик датчиков и извещателей, масштабов объекта и сферы деятельности предприятия или организации.
Чаще всего ТО включает в себя:
- Плановые профосмотры, проверка функциональности всей системы и отдельных узлов;
- Восстановительные и ремонтные работы, замены комплектующих или отработавших срок приборов или аккумуляторов;
- Консультации по вопросам правильной эксплуатации систем раннего обнаружения пожаров на объекте.
Техобслуживание, проводимое ежемесячно и раз в полугодие решает следующие задачи:
- Оценка состояния автоматических пожарных установок
- Контроль соответствия фактических параметров системы тем, что заявлены в документации и техпаспорте на оборудование
- Устранение негативных последствий воздействия неблагоприятных погодных или производственных условий
- Определение и ликвидация причин поломки оборудования ил ложного срабатывания
- Освидетельствование для определения условий, в которых корректная работа системы будет невозможна
- Документальное фиксирование проведенных сервисных работ и разработка рекомендаций по улучшению функционирования СРО пожаров.
Грамотная установка оптимального комплекса обнаружения пожаров и постоянное обслуживание приборов и автоматики — шанс выявить возгорание на самой ранней стадии и не допустить вреда жизни и здоровью людей и спасти имущество от огня.
Автор публикации: учредитель компании «GRAND ATOM» ; квалифицированный эксперт Добролюбов Сергей Сергеевич. grandatom.ru